- Северный морской путь
-
СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ (до нач. 20 в. наз. Сев.-вост. проход) — гл. судоход. магистраль России, соединяет европ., дальневост. порты и устья судоход. рек в единую трансп. систему. Проходит через моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Вост.-Сибирское, Чукотское и Берингово. С. М. П. обслуживают пароходства, полярная авиация, науч.-иссл. ин-ты, гидрометеостанции, речные и мор. порты, гидрографич. и трансп. предприятия.
Уже в 11—13 вв. поморы совершали плавания в этом направлении. О практич. применении такого пути высказался рус. дипломат Дм. Герасимов в 1525. В 16 в. англичанами предпринимались попытки плавания в этих р-нах (Х. Уиллоби, Р. Чанслер, С. Барроу), вплоть до Новой Земли. В 1580 А. Пет и Ч. Джексон смогли проникнуть в юго-зап. ч. Карского моря. Но осн. вклад в открытие и освоение С. М. П. внесли россияне. Сибирские казаки и промышленники отд. участками прошли почти все побережье С. М. П. В 1648 отряды С. Дежнева и Ф. Попова фактически доказали существование мор. прохода из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Бесценный вклад в изучение сев. и вост. р-нов страны внесли Камчатские эксп. Способствовали освоению С. М. П. и теоретич. разработки М. Ломоносова, в частности его догадка о дрейфе льдов с востока на запад в Атлантику. Изучение р-нов С. М. П. способствовали мн. эксп.: В. Чичагова (1764—66), Ф. Розмыслова (1768—69), И. Биллингса — Г. Сарычева (1785—94), П. Анжу и Ф. Врангеля (1820—24), Ф. Литке (1821—24), П. Пахтусова (1832—33), А. Циволько (1837—39), А. Миддендорфа (1842—45). В 1876 организуются Карские эксп. с практич. целью провоза на мир. рынок минер. сырья, леса, с.-х. продукции. До 1919 было сделано 122 карских рейса. Трудности плавания усугублялись отсутствием хорошего навигац. оборудования, ледоколов. В 1878 швед. эксп. Э. Норденшельда (на шхуне "Вега") впервые совершила сквозное плавание по С. М. П. с одной зимовкой у Чукотки. Позднее для исслед. сев. морей работали А. Бунге (1885—86), С. Макаров на первом ледоколе "Ермак" (1899—1901), Э. Толль на шхуне "Заря" (1900—03), Г. Брусилов на шхуне "Св. Анна" (1912—14), В. Русанов на транспорте "Геркулес" (1912—13). Была совершена попытка плавания к Сев. полюсу Г. Седова на судне "Св. Фока", гидрогр. плавания на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1913, в результате к-рого открыта Сев. Земля. Сквозное плавание с востока на запад с зимовкой совершил Дж. У. Де-Лонг на амер. шхуне "Жаннетта" (1879—81), Ф. Нансен на "Фраме" (1893—96), Р. Амундсен прошел с запада на восток по С. М. П. на судне "Мод" с зимовкой у Таймыра и Чукотки (1918—25).
С 1921 стали действовать сов. Карские эксп., с 1923 — Колымские рейсы. В 1929 начинает строиться порт Игарка на Енисее. В 1932 ледокольный пароход "Сибиряков" во главе с О. Шмидтом впервые прошел из Архангельска до Берингова прол. без зимовки. В 1932 создается Гл. управление С. М. П. В 1930—40-е гг. построены порты Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Для освоения пути продолжали организовываться эксп.: высокоширотная на ледоколе "Садко" под начальством Г. Ушакова (1935), первая станция "Северный полюс", дрейф ледокола "Седов" (1938), перелеты летчиков В. Чкалова, А. Белякова, Г. Байдукова.
Во время 2-й мир. войны по С. М. П. перегоняли дальневост. боевые корабли в Баренцево море, этим путем перевозили жизненно необходимые грузы. В послевоен. годы для совершенствования навигации организуются высокоширотные эксп. "Север" и продолжается орг-ция дрейфующих станций "Северный полюс". Для обслуживания С. М. П. строится атомоход "Ленин", а также атомоходы "Арктика" и "Сибирь", на трассе работают дизель-электроходы типа "Обь". Иссл. по увеличению срока навигации продолжаются, что связано с развивающейся экономикой Крайнего Севера и Зап. Сибири. Научно-практич. рейс совершил атомоход "Арктика" к Сев. полюсу в 1967, протяженность маршрута 3876 миль, поход занял 14 суток.
Лекции О. Ю. Шмидта в «Ледовом лагере». Шарж Ф. П. Решетникова
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.